Предрасположенность к музыке, когда выговор идет о музыкальном таланте, во многом определяется наследственностью — в этом сомнений нет. Недавнее изыскание показало, что гены влияют и на эмоциональное восприятие музыки. Плакат художника Bruno Geiger для бразильского радио Eldorado FM с сайта cargocollective.com
Нейробиологи исследовали воздействие полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Они показали, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой. Первоначальный вариант предопределяет улучшение настроения от музыки при нейтральном эффекте гула. У имеющих второй вариант аллеля D2 музыка слабо воздействует на настроение, хотя шум его сильно ухудшает. Также у носителей этих двух вариантов D2 ученые выявили разницу в степени возбуждения в тех участках мозга, которые отвечают за обработку эмоциональной информации.
Тем, кто интересуется музыкой, наука предложила новоиспеченное любопытное исследование, демонстрирующее наследственную составляющую восприятия музыки у людей. Это изыскание провели нейробиологи из Орхусского университета в Дании, итальянского университета Бари и Хельсинкского университета в Финляндии. Они учили связь определенных аллелей дофаминовых рецепторов D2 с эмоциональным восприятием музыки: как музыка воздействует на эмоциональное состояние людей с разными аллелями.
Хорошо популярно, что музыка сильно воздействует на наше настроение. Интересно напомнить читателям, что и на звериных музыка действует сходным образом. Так, было показано, что у крыс с синдромом тревожности музыка Моцарта уменьшает проявления беспокойства, о чем можно судить по изменениям пульса и кровяного давления, увеличению содержания дофамина и его метаболитов в крови. У цыплят музыка также возбуждает увеличение содержания дофамина в крови. В обоих исследованиях все показатели сравнивались с контрольными индивидуумами, которые слышали только белый шум. Эти данные означают, что человеку эмоциональное восприятие музыки пришлось в наследство от каких-то древних способностей животных. Оно заложено у нас в генах. Но пока эта тема — огромное белоснежное пятно в наших представлениях о прекрасном. Эта научная история лишь начинается (см. E. Brattico, M. Pearce, 2013. The Neuroaesthetics of Music).
И у звериных, и у человека во время прослушивания музыки активируются рецепторы дофамина образа D2 в различных отделах мозга. У человека это полосатое тело в районы прилежащего ядра, нижняя лобная извилина и миндалина. Рецепторы D2 имеют две изоформы — долгую (D2L) и короткую (D2S), функционирующие как пресинаптические и постсинаптические рецепторы. Соотношение изоформ зависит от нуклеотидной замены в одном из интронов гена этого рецептора. В подневольности от присутствия того или иного варианта данного аллеля — их именуют G и Т — соотношение D2S/D2L меняется. Меняется соответственно и восприятие и обработка эмоциональной информации. Ученые проверили, как реагируют носители того или другого аллеля на звучание музыки, как у них меняется настроение. Кроме того, значительно было понять, имеются ли различия в активации тех участков мозга, какие вовлечены в эмоциональное восприятие музыки.
Для эксперимента пригласили 38 участников, мужей и женщин в возрасте 25–35 лет. Определили их генотип: 26 очутились носителями варианта GG, 12 — варианта GT (этот вариант немало редкий по сравнению с первым, вариант ТТ не известен). Все участники эксперимента должны бывальщины выполнить эмоциональный тест — на картинках с лицами на скорость установить пол, при этом лица выражали радость, агрессию или были нейтральными. Этот тест позволяет выявить внутренние эмоциональные процессы. Испытуемые проходили его двукратно, один раз на фоне музыки с известным успокаивающим эффектом (MusiCure), а другой раз — на фоне белого шума, в котором была смоделирована та же громкость и ритмика, что и в MusiCure.
После любого раунда участники заполняли опросник, который призван был установить их ощущаемое эмоциональное состояние. Таким образом, ученые могли установить внутренние, неявные, и осознаваемые, явные, эмоциональные явления, связанные со звучанием музыки и гула. Вторая часть эксперимента предполагала томографическое сканирование мозга на поле двух вариантов звучания (музыки и белого шума). Во пора сканирования испытуемым предъявляли тот же набор лиц с теми же эмоциями — ликующими, агрессивными и нейтральными. Поэтому вдобавок к оценкам влияния музыки на расположение была возможность отследить разницу в картинах возбуждения в мозгу.
Выяснилось, что прослушивание музыки улучшает расположение у носителей GG, а на настроение носителей GT музыка влияет слабо. Зато шум ухудшает расположение у носителей GT, тогда как людям с аллелем GG шум настроения почти не калечит. В этом смысле можно пожалеть тех, кто имеет варианты GT — их и музыка не чересчур радует, и шум раздражает. А имеющих генотип GG можно только поздравить — мир звуков на их сторонке.
Изменение настроения у носителей вариантов GT и GG после прослушивания музыки и белоснежного шума. TMD — показатель плохого эмоционального состояния; вычисляется как сумма самых негативных самооценок, указанных испытуемым в опроснике, за вычетом положительных. Чем рослее TMD, тем хуже настроение. Рисунок из обсуждаемой статьи в Neuroscience
Судя по поре реакции на лица с положительными или отрицательными эмоциями, носители двух вариантов аллелей равно успешно воспринимают и обрабатывают эмоциональную информацию. Иными словами, от этого гена социальная эмоциональная составляющая не зависит. Но при этом полотно возбуждения в мозгу несколько меняется: мозги по-разному трудятся при обработке эмоциональной информации. У носителей варианта GT при просмотре лиц с различным выражением под музыку возбуждение в прилежащем ядре снижается, а при звучании белоснежного шума оно увеличивается. Примерно также музыка и шум у них воздействуют на степень возбуждения миндалины. Возбуждение в правой нижней лобной извилине у носителей GT почти не зависит от звукового полы.
Зато у имеющих GG-вариант музыкальный фон модулирует возбуждение в этом участке мозга. При звучании музыки эта доля мозга возбуждается меньше, чем при звучании шума, если испытуемый глядит на агрессивное лицо. При этом возбуждение в ответ на радостные или нейтральные обороты звуковой фон не меняет. Таким образом, музыка влияет на полотно возбуждения в тех частях мозга, которые отвечают за обработку эмоциональной информации. И это воздействие зависит, в частности, от конкретных аллелей дофаминового рецептора.
Степень возбуждения в прилежащем ядре (слева) и правой нижней лобной извилине (справа) у носителей различных генотипов GT и GG. На правом графике хорошо видно, насколько разнится степень возбуждения при просмотре лиц с разными эмоциями под музыку и при белом гуле у носителей GG. Для правого прилежащего ядра и для левой нижней лобной извилины звуковое сопровождение не меняет полотно возбуждения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Neuroscience
Эта работа демонстрирует, что индивидуальное восприятие музыки имеет определенную генетическую базу. Неплохо известно, что есть люди, которым музыка доставляет наслаждение, — они чувствительны к хорошей и плохой музыке. А кто-то, навыворот музыкальные вечера с удовольствием бы променял на что-то другое, потому что не ощущает в музыке красоты. Глупо таких людей за это осуждать, ратифицируя, что они недоучки или у них недостаточно развито чувство прекрасного. Лучше разобраться, какие они получили гены — это и для них не так обидно и для науки здорово. Ученые надеются, что, зная генетическую подоплеку музыкального эмоции, можно будет каждому подобрать музыку под настроение.